Always: закат в Третьем районе
Always san-chôme no yûhi


Япония, 2005, 133 мин.
режиссер: Такаши Ямадзаки
в ролях:
Маки Хорикита, Коюки, Хидэтака Ёшиока, Синъити Цуцуми, Хироко Якусимару, Кадзуки Кошимизу, Кэнта Суга и др.
12+

*  Премии японской киноакадемии, 2005: лучший сценарий, лучшая режиссура, лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучший актер (Хидэтака Ёшиока), лучший актер второго плана (Синъити Цуцуми), лучшая актриса второго плана (Хироко Якусимару), лучшая работа художника-постановщика, лучший свет, лучший звук, лучшая музыка. Номинации: лучшая актриса (Коюки).
*  Кинопремия "Голубая лента", Япония, 2006: лучшая актриса второго плана (Хироко Якусимару).
*  Кинопремия "Хочи", Япония, 2005: лучший фильм, лучший актер второго плана (Синъити Цуцуми), лучшая актриса второго плана (Хироко Якусимару).
*  Кинопремия "Кинема Джюнпо", Япония, 2006: лучший фильм (выбор читателей), лучший актер второго плана (Синъити Цуцуми), лучшая актриса второго плана (Хироко Якусимару).
*  Кинопремия газеты "Майничи Шинбун", Япония, 2006: лучший японский фильм (выбор читателей), лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, технический приз за лучшие визуальные эффекты.
*  Премя газеты "Никкам спорт", Япония, 2005: специальный приз Ишихара Юджиро, лучший актер второго плана (Синъити Цуцуми), лучшая актриса второго плана (Хироко Якусимару).
*  Награды Международного кинофестиваля в Йокогаме, Япония, 2006: лучшая актриса второго плана (Хироко Якусимару), лучшая начинающая актриса (Маки Хорикита), приз за техническое совершенство (визуальные эффекты).

Токийская повесть.

Герои самого знаменитого фильма Ясудзиро Одзу едут в столицу к своим занятым взрослым детям и понимают, что пришло время ухода. У Одзу Токио 1953 года - это город отчуждения и увядания, тихой светлой грусти по уходящей патриархальной Японии. Дальше - тишина.

Трилогия Такаши Ямазаки "Always: закат в Третьем районе" (ALWAYS 三丁目の夕日, почему-то на русский язык переведенная как "Закат на Третьей авеню) начинается через пять лет после фильма гениального классика - в 1958 году, с постройки Токийской телебашни - и повествует о жизни обитателей одного из старых добрых токийских переулков где-то возле нынешнего проспекта Sakurada dori. Все три фильма выглядят парадоксальным контрапунктом к Одзу как манифест другой, послевоенной Японии, прошедшей через испытания, восставшей из пепла и вселяющей надежду. Обратная сторона Одзу - это ностальгическое и выворачивающее душу ретро из нашего 21 века о той молодой Японии 50-х, которой больше нет. Вечное возвращение, вечное обновление, вечная жизнь. Always.

Ямазаки - сенсей душераздирающих человеческих историй. В его фильмах не стыдясь плачут во весь голос и герои и зрители. Он мастер простой, точной и острой как лезвие катаны драматургии, тонкий, умный режиссер и один из лучших повелителей визуальных эффектов в стране. В его волшебной сказке о Камакуре компьютерная графика открывает дверь за пределы реальности известного городка. В его фантастических фильмах - это торжество дизайна и стиля. В токийской трилогии цифровые технологии скрупулёзно воссоздают живой город, который мы знаем только по старым фотографиями: одноэтажный Токио перед самым наступлением эпохи небоскребов, эстакад и хайтека. Сделано это настолько мастерски, бережно и точно, что просто не веришь, что пред нами не аутентичное кино из 50-х, а торжество современных технологий.

Премьера первого фильма состоялась в 2005 году. Кино вызвало невероятную бурю зрительских эмоций, а профессиональное сообщество отметило его огромным количеством наград, в том числе 12-ю призами японской Киноакадемии - и в 2007 году ко всеобщей радости выходит второй фильм, а еще через пять - третий, все вместе составившие забавное, грустное, трагичное, комичное и очень-очень душевное описание семи лет из жизни двух японских семей, живущих по соседству.

Несмотря на великолепный передоз мелодраматических эмоций и чувственных коллизий - а это визитная карточка режиссера - трилогия создавалась и живет в контексте не только японского кино, но и культуры 20 века. Брутальный глава захудалой автомастерской Suzuki Motors, свято верящий в то, что его бизнес рано или поздно станет гордостью страны - не просто символ нового послевоенного поколения работяг, потом и кровью создавших японское экономическое чудо, но и аллюзия к истории появления самого известного автомобильного бренда. Его красивая и мудрая жена навевает воспоминания о прекрасных женских образах из фильмов Ясудзиро Одзу. А невротичный, болезненный и гиперчувствительный молодой литератор из дома напротив ассоциируется, конечно, с образом культового писателя Рюноске Акутагавы.

Японский зритель находит в этом фильме нечто очень важное о себе, о стране и о нации. Жаль, что мы можем лишь приблизиться к этому пониманию аутентичных деталей, но гений режиссера и его умение разговаривать со зрителем на универсальном языке чувств и эмоций, смог влюбить в этот фильм всех.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб