Возвращение в Голубую лагуну
Return to the Blue Lagoon

США, 1991
режиссер: Уильям А. Грэм
в ролях:
Милла Йовович, Брайан Краузе, Лиза Пеликан, Кортни Барилла и др.
12+

*   Номинации на антипремию худшего кино "Золотая малина" (Razzie Awards"), США, 1992: худший фильм, худший сценарий, худшая режиссура, худший дебют актрисы (Мила Йовович), худший дебют актера (Брайан Краузе).
*   Номинация на премию Young Artist Awards, США, 1992: лучший дебют актрисы (Мила Йовович).

Через 11 лет после выхода "Голубой лагуны" режиссеру Рэндлу Кляйзеру внезапно пришла в голову гениальная идея снять еще раз примерно то же самое, только немного по-другому, и, повторив успех первой картины, срубить двойные деньжата. Сказано-сделано: у Кляйзера к тому времени уже была своя студия, он перевоплотился в продюсера, был найден режиссер, некий Уильям А. Грэм, и они быстро склепали новый фильмец под названием "Возвращение в Голубую лагуну", странного уродца, который стал одновременно и римейком и сиквелом оригинального фильма.

Долго думать над сюжетом ребята не стали, и сняли практически тот же самое: дети попадают на один из необитаемых островов Фиджи, обязательно со взрослым, который их обучает премудростям быта и жизни, после чего за дальнейшей драматургической ненадобностью благополучно самоликвидируется, затем взросление, открытие своей сексуальности и влечения друг к другу, рождение ребенка и обретение семейной радости бытия на лоне природы и вдали от цивилизации. Первый фильм строился на психологии взаимоотношений юных робинзонов в окружении божественной природы, во втором героям дают впрямую насладиться цивилизацией в виде приплывшего к ним на остров корабля. Цивилизация выглядит гротескно, сатирично и глупо: в какой-то момент фильм почти превращается в триллер, когда съехавший с катушек морячок начинает гоняться с ружьем за полуголой героиней Милы Йовович - известно, какого рода публика плавала на кораблях по Тихому океану в 19 веке.

Рядом с этим вымученным и вторичным продолжением оригинал еще больше кажется продуманной авторской работой с его рефлексией хиппи, с уитменовской магией природы, с невинной красотой главных героев. Но концепт сменился жанром в духе американских лент категории В, магия природы - прямолинейной декоративностью, а юношеская непосредственность - актерскими штампами. На смену гениальному Нестору Альмендросу пришел проходной и случайный оператор - и сразу красоты потеряли свою загадку, а лица - одухотворенность. Природа здесь больше не участник великой мистерии жизни, а обычная кинодекорация с пальмами - даже непонятно, зачем было пилить бюджет и лететь снимать так далеко на Фиджи, если у них там рядом Карибы. Никто бы и не заметил подмены. Главные герои тоже лишились той самой юношеской тайны и невинности, что составляли суть образа главных героев первого фильма - и превратились в обычных хорошо загримированных американских актеров.

Но самый поразительный твист произвели сценаристы: уже в первых кадрах "Возвращения" они изменили финал… предыдущего фильма, во вступлении "ранее в первой части" беззастенчиво убив в лодке главных героев, которые в оригинале именно что не погибли, а выжили. И именно такой финал был главной драматургической находкой "Голубой лагуны": по форме - хэппи энд, по сути - трагедия, ведь выжить для молодой пары означало расстаться с раем, вернуться домой, в чужую им цивилизацию. Но живые герои первого фильма во втором оказались не нужны, поэтому реальность была смело отредактирована почти так же, как российское государство смело и без моральных сомнений переписывает мировую и собственную историю в угоду текущей необходимости.

Столь наглый ход сразу же задает скептический настрой для восприятия только начавшегося фильма, и правда - не смотря все больше замечательных эпизодов ко второй половине, худшие опасения в целом подтверждаются. В этом кино на необитаемом острове одинокая семейная пара купается исключительно в нижнем белье, юная госпожа Йовович демонстрирует свои великолепные формы и мастерство макияжа, а авторы фильма забавно боятся впасть в постыдную созерцательность, бывшую когда-то важной авторской составляющей первой части, то и дело норовя воткнуть в новое кино какой-нибудь сюжетный финт, добавить динамики, поддать газу - в общем, изо всех сил хотят понравится простому американскому зрителю. Простой зритель с благодарностью принимает новые правила игры: восторженные отзывы, высокие рейтинги "Возвращения" сбивают с толку пытливый ум зрителя непростого. Но увы, попытки приделать фиговый листок к причинному месту оказываются тщетны. Король все равно довольно голый.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб, Фиджи, 14 июня 2020