«ДУХОВ ДЕНЬ»

СССР, 1990, 117 мин.
режиссер: Сергей Сельянов
в ролях:
Юрий Шевчук, Боря Голяткин, Геннадий Гарбук и др.

Первое место среди игровых фильмов по результатам голосования общего жюри, Диплом профессионального жюри и Диплом жюри критиков на фестивале в Заречном-90
Премия имени Адриана Пиотровского за лучший сценарий (С.Сельянов) Профессиональная премия "Ленфильма" (1991)

Авторы сценария: Михаил Коновальчук, Сергей Сельянов.
Оператор-постановщик: Сергей Астахов.
Композитор: Юрий Шевчук.


Вторая режиссерская работа Сергея Сельянова - сюрреалистически оформленный протест против советской системы, растущий из патриархальных пластов простонародного сознания. Обращение к сакральным социальным архетипам впоследствии эволюционировали в знаменитые Сельяновские продюсерские проекты «Брат» и «Брат-2» и задали тон политике его киностудии СТВ.


Критик Сергей Добротворский, о фильме:

«…За время, отделяющее "День ангела" от "Духова дня", кумир подростков Константин Кипчев успел выкрикнуть со сцепы: "Время менять имена!" В "Духовом дне" Сельянов, однако, снял другого рокера, Юрия Шевчука, певшего "Родина, еду я на родину...". Столкнувшись с необходимостью именовать действительность, автор выбрал те ее черты, в которых полнее всего сквозили черты коллективного прошлого — почвенный миф, поиски общего родства или смачный шовинизм мужской компании. Грибочки, яйцо вкрутую, картошечка... И она, птица-мама, в граненых манерках. Да, небось, не казенка опилочиая, а самодел тройной очистки на заветных травках... А то и жидкость против потения из майонезной банки — с хорошим человеком все Божий подарок (я всерьез считаю, что одна только панорама по накрытому столу в последней части Духова дня представляет клиническую опасность для завязанных и подшитых — с такой силой воспроизведена там красота алкогольного патриархата). Схоронив общего деда и помывшись в баньке, мужской клан Христофоровых — Христово воинство и родня — строился рядами и шел воевать. Скажи с кем — и фильма нет. Но прелесть финала как раз в том и заключалась, что мужики двинули на все чохом. На левых и правых, либералов и бюрократов, на тех, кто спаивает страну, и тех, кто отобрал у народа по три шестьдесят две... Ты с какого года? А когда призывался? Ну, ничего, пошли... Тем, кто хоть раз сидел в общественной парилке или поутру пил пиво у ларька, знакомо это чувство мужского локтя — грозная сила, замешенная на общих паролях и неистребимом пацанстве».


Из интервью режиссера:

- Так что же такое кино - коммерция, идеология или искусство?

- Кино - это вообще не искусство, во всяком случае, если и искусство, то очень грубое и, соответственно, с большой массовой силой воздействия. Смешно сравнивать его достижения с мировой живописью или музыкой, до этого ему еще далеко-далеко. Нужно пытаться иногда напомнить зрителю, что все-таки кино может быть и чем-то большим, вот как Тарковский в свое время смог напомнить, что есть нечто, что просвечивает сквозь этот грубый "вещественный" экран.


Биография режиссера:

Сергей Сельянов родился 21 августа 1955 года в Карелии, в городе Олонец. В 1975-1978 годах учился в Тульском политехническом институте, где возглавлял любительскую киностудию "Сад". В 1980 году окончил сценарный факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Н.Фигуровского, а в 1989 году - Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Ролана Быкова).

Свой первый полнометражный фильм, "День ангела", Сергей Сельянов снял совместно с Николаем Макаровым в 1980 году вне государственных структур, подпольно. На экраны этот фильм вышел только в 1988 году. В начале 90-х годов Сергей Сельянов поставил два заметных фильма в жанре кинопритчи: "Духов день" (1990), в котором главную роль сыграл рок-музыкант и певец Юрий Шевчук, и "Время печали еще не пришло" (1994) с участием Валерия Приемыхова, Петра Мамонова и Марины Левтовой; однако с середины 90-х годов он занялся исключительно продюсированием картин других режиссеров.

Среди его продюсерских работ - целый ряд фильмов, ставших лидерами кинопроката и видеопродаж, что для второй половины 90-х годов - времени, предельно неблагоприятного для отечественного кинематографа, - было большим достижением:

"Блокпост" (1998),
"Особенности национальной рыбалки" (1998) Александра Рогожкина,
"Брат" (1997) и "Брат 2" (2000) Алексея Балабанова,
"Мама, не горюй" (1998) Максима Пежемского,
"Сестры" (2001) Сергея Бодрова,
"Ехали два шофера" Александра Котта,
"Сказ о Федоте-стрельце" Сергея Овчарова,
"Кукушка" Александра Рогожкина,
"Медвежий поцелуй" Сергея Бодрова-старшего,
"Война" Алексея Балабанова,
"Олигарх" Павла Лунгина,


Однако помимо фильмов, ориентированных на массовую аудиторию, Сергей Сельянов в то же время спродюсировал и целый ряд документальных, короткометражных и экспериментальных лент, которые демонстрировались на российских и международных кинофестивалях, включая Каннский, Берлинский и Венецианский, и были удостоены немалого количества наград. Все эти работы были поставлены при участии санкт-петербургской Кинокомпании СТВ, которую Сергей Сельянов учредил в 1992 году совместно с режиссером Алексеем Балабановым и продюсером Василием Григорьевым. В целом за 10 лет существования кинокомпании было снято более двух десятков игровых и документальных фильмов, а также несколько телевизионных и спецпроектов.

В 1996-1999 годах Сергей Сельянов был продюсером программы ОРТ "Линия кино", получившей в 1999 году приз за лучшую телевизионную программу о кино на фестивале "Белые столбы".

Лауреат ряда кинематографических премий. Интервью с Сергеем Сельяновым о проблемах кинематографа неоднократно публиковались в ведуших деловых печатных изданиях России. Экономический журнал "Эксперт" в феврале 2003 года назвал Сергея Сельянова "единственным российским продюсером, чье имя стало брэндом в области кинопроизводства".