ЧЁРНЫЙ ОРФЕЙ/ORFEU NEGRO

Бразилия-Италия-Франция, 1959, 107 мин.
режиссер: МАРСЕЛЬ КАМЮ

Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, Франция, 1959
Оскар за лучший иностранный фильм, США, 1960
Золотой Глобус за лучший иностранный фильм, США, 1960
Кинофестиваль в Сан Хорди, Испания, 1960: приз за лучший иностранный фильм
Номинация Британской киноакадемии, Лондон, 1961: лучший фильм

По пьесе «Карнавальный Орфей»
Винишиуса де Мораэша

авторы сценария
МАРСЕЛЬ КАМЮ
ЖАК ВИОТ

оператор
ЖАК БУРЖУА

музыка
ЛУИС БОНФА
АНТОНИО КАРЛУШ ЖОБИМ

ФИЛЬМ

ЧЁРНЫЙ ОРФЕЙ Миф об Орфее, спускающемся в ад в поисках Эвридики, перенесен в Бразилию, в готовящийся к ежегодному карнавалу Рио-де-Жанейро. Молодой гитарист Орфей, работающий в трамвайном депо, обручен со взбалмошной и своенравной красавицей Мирой. Однако Орфею, как известно, полагается не Мира, а Эвридика - и она, юная провинциалка, как раз направляется в Рио погостить у своей кузины (в этой роли снялась актриса Леа Гарсиа, впоследствии сыгравшая рабыню Розу в "Рабыне Изауре"). Она была вынуждена уехать из родного городка, скрываясь от преследований таинственного незнакомца, но он приехал вслед за ней.

Город живет ожиданием карнавала - убираются улицы, шьются костюмы, сочиняются песни. Рио поет и танцует - танцуют дети и старики, на пристани и на базаре, на улицах и площадях, днем и ночью. На фоне этого карнавального вихря Орфей и Эвридика встречаются и проникаются симпатией с первого взгляда. Но рок неумолим, и сюжет греческого мифа безжалостно повернет их судьбы.

 

 

ЧЁРНЫЙ ОРФЕЙ Весь фильм наполнен зажигательным, темпераментным ритмом самбы, создающим ощущение бесконечного карнавала. Фильм впервые показал миру неповторимую эротичную пластику бразильского танца, положив, с одной стороны, начало мировой моде на бразильский танец самбу, и с другой стороны, ознаменовал появление на фоне самбы "новой волны" - босса-новы. Медленные, мелодичные, грустные песни босса-новы пробиваются сквозь громкую непрекращающуюся самбу, тихая гитара Орфеу будто отодвигает на второй план ритмичную симфонию ударных, смесь бубнов, литавров, бамбуковых трубок и барабанов. Появился новый мягкий лирический стиль со сложной джазовой гармонией, соединивший бразильскую самбу с американским блюзом, -- босса-нова -- на многие годы ставший альтернативой американскому джазу, и впервые мир узнал, увидел, услышал это именно в "Чёрном Орфее".

 

 

 

ЧЁРНЫЙ ОРФЕЙ Первые кадры фильма с панорамой старого Рио сопровождаются музыкой Антонио Карлуша Жобима, его прекрасной "Felicidade" (Счастье). Звучащая в фильме музыка Жобима (кроме "Felicidade" использованы его "O nosso amor" и "Frevo") и "Manha de Carnaval" (Утро карнавала) Луиса Бонфа считаются первыми мелодиями босса-новы. "Manha de Carnaval" стала признанным джазовым стандартом и до сих пор является жемчужиной репертуара многих джазовых музыкантов.

"Черный Орфей" стал вторым фильмом будущего классика французского кино Марселя Камю, который поехал в Бразилию специально для съемок картины. Эта удивительная и экстраординарная лента сделала молодого режиссера знаменитым.