ТОТО

Выдающийся итальянский комик (15 февраля 1898 — 15 апреля 1967). Играл в театрах Неаполя и Рима, выступал в варьете. В кино с 1936 года.

Тото родился в Саните — бедном квартале Неаполя. Его матерью была Анна Клементе, отцом — маркиз Джузеппе де Куртиз, признавший отцовство только в 1928 году. После смерти отца в 1933 году Тото усыновил маркиз Франческо Гальярди Фокас, член масонской ложи. В 1946 году неаполитанский суд восстановил полное имя Тото: Его Королевское Высочество Антонио Флавио Гриффо Фокас Непомучено Дукас Комнено Порфирогенито Гальярди де Куртиc Византийский, Герцог Палатинский, Рыцарь Священной Римской империи, Наместник Равеннский, Граф Македонский и Иллирийский, Князь Константинопольский, Киликийский, Фессалийский, Понтийский, Молдавский, Дарданийский, Пелопоннеский, Герцог Кипрский и Эпирский, Герцог и Граф Дривастский и Дураццский.

Начав свою актерскую карьеру в 1917 году, Тото стал известен как комик и поэт (он писал на неаполитанском диалекте), играл в театрах Неаполя и Рима, выступал в варьете. С 1937 года начал сниматься в кино. Успех ему принес найденный образ неутомимого и тщеславного авантюриста, энергичность и предприимчивость которого резко контрастировала с собственной беспомощностью перед лицом жизненных обстоятельств, ущемленность с амбициозностью. 

Тото из-за небольшой аварии (по другой версии он повредил нос в инциденте, произошедшем в матче любительского футбола или бокса, так как в юности предпочитал спорт учебе) приобрел неповторимый рисунок игры, с его нерегулярной мимикой лица. Катастрофичный для актёра изьян внешности становится для Тото его фирменным знаком: способность разъединять свое лицо и тело, как марионетка и вскоре он стал очень популярным, а его комиксы и гэги приобрели широкое признание. 

С 1940 года Тото представлял самое лучшее из итальянской комедии. Тем не менее, некоторые из его пикантных гэгов стали предметом парламентского расследования, поскольку, учитывая его популярность, их можно было считать политически опасными для правительства. 

В 1950 он также начал сочинять стихи. Наиболее известным является, вероятно «Livella», в котором высокомерному богачу и скромному бедняку предстоит встретиться после их смерти и обсуждать свои разногласия. 

Персонаж Тото кочевал из фильма в фильм, а наибольшего успеха актер достиг в 50-ые годы, благодаря многочисленным комедиям, в том числе «Тото в поисках дома» (1949), «Тото Ле Мокко» (1949), «Тото ищет жену» (1950), «Тото и короли Рима» (1951), «Тото и Каролина» (1955). Некоторые картины актера, такие как «Тото и Клеопатра» (1963) и «Тото Аравийский» (1964) откровенно пародировали серьезные жанры кино. 

В то же время Тото снимался и в картинах более высокого художественного уровня - «Неаполь - город миллионеров» (1950) Эдуардо де Филиппо, «Золото Неаполя» (1954) Витторио Де Сика, «Закон есть закон» (1957) Кристиан-Жака, «Злоумышленники, как всегда, неизвестны» (1958) Марио Моничелли, «Операция «Святой Януарий» (1966) Дино Ризи. 

После трагедии, которая лишила его сына, Тото спасается бешенным темпом работы, и даже серьезное заболевание бронхитом он переносит на ногах в 1956 году (чтобы избежать отмены шоу и не разочаровывать своих поклонников), что в конечном итоге приводит к осложнению в виде инфекции глаз и он теряет большую часть зрения, но он и это пытается игнорировать. Недостаток почти не затрагивает его график. 

В 60-ые годы Тото периодически снимался у Пьера Паоло Пазолини - «Птицы большие и малые» (1966), новелле «Вид на Землю с Луны» в фильме «Колдунья» (1967) и новелле «Что за облака!» в фильме «Каприччио по-итальянски» (1968). 

В его искусстве всегда была сильна народная традиция исполнительства, близкая комедии дель арте, и в своих лучших работах, связанных с фильмами видных мастеров итальянского кино - Роберто Росселлини, Эдуардо Де Филиппо, Витторио Де Сика и др., Тото органично соединял условность и традиционность комедийных приемов с точностью жизненных наблюдений, остротой социальных характеристик своих героев. 

В официальных справочниках он значится как его королевское высочество Антонио Флавио Фокас Непомучено де Куртис Гальярди герцог Комнин Византийский. Тото действительно происходил из династии Комнинов и однажды даже выиграл анекдотичный судебный процесс против какого-то немецкого аристократа. Немец оспаривал права Тото на престол Византийской империи, прекратившей свое существование еще в XV веке. И проиграл... 

Несмотря на свою внешность у Тото была репутация большого «плейбоя». В 1929 году он живет вместе с одной из своих любовниц, актрисой театра, играющей субреток (по другой версии она была певицей в популярном кафе) Лилианой Кастаньола, которая совершила самоубийство после того, как их взаимоотношения закончились в 1930 году. Этот трагический отпечаток он пронесет через всю жизнь. Он похоронил Лилиану в своей семейной часовне, и назвал свою первую дочь в ее честь Лилиана де Куртис. Дочь родилась у него в 1933 году от его первой жены - Дианы Бандини Родиглиани, с которой он познакомился в 1931 году и женился в 1932 году. (В некоторых источниках указано, что он женился в 1935 г.) 

Но брак долго не просуществовал - он подал на развод в Венгрии, по причине ее неверности и суд, наконец, вынес решение в Италии в 1940 году. Ради своей дочери, они продолжили свою совместную жизнь по-прежнему, но каждый вправе был иметь другие отношения. 
На съемках фильма «47 Morto Chi Parla» (1950), он встретился с актрисой Сильваной Пампанини. Средства массовой информации сообщили об альянсе и Диана приняла предложение брака с адвокатом, с которым она находилась на тот момент в близких отношениях. Когда Тото написал песню «Malafemmina», некоторые выдвинули версию о том, что он в действительности написал ее для Дианы, а не для Сильваны. 

Но его подлинная и истинная любовь пришла в виде Франки Фалдини в 1951 году, когда он был потрясен, увидев ее фотографию на обложке журнала «Огги». Ей было только 21, а ему - 53. Они тайно поженились в Швейцарии в 1954 году, а в октябре того же года, Франка чуть не умерла при родах своего сына Massenzio, которые, к сожалению, скончался несколько часов спустя. Он был сыном Тото и Франки Фалдини. 

В художественной среде, он был известен по кличке «иль Принсипи» (Принц) и был известен за его щедрость духа: с детства он знал, что такое бедность, поэтому он всегда старался помогать и защищать коллег, а также более осторожно и аккуратно оказывал благотворительную помощь более бедным коллегам. 

Тото скончался 15 апреля 1967 года в Риме, после серии сердечных приступов. Его последние слова были направлены на истинную любовь его жизни: «Я люблю вас очень Франка. Очень сильно». 

Его хоронила вся Италия, весь Неаполь. «Наш Тото умер», - сокрушенно говорили неаполитанцы и все итальянцы. И может быть, впервые Италия осознала, какого великого артиста потеряла. 
Даже в смерти он был уникальным, из-за огромной популярности провели три похоронных ритуала: один в Риме; второй в городе его рождения Неаполе; и через несколько дней после этого, третий, организованный местными жителями квартала: пустой гроб был пронесен вдоль улицы в квартале, где он родился. 

Тото нередко издевался, шутил со смертью. И в этой извечной схватке со смертью он победил. «Ливелла» всех сравнивает. Ей подвластны гении и тупицы, злые и добрые. Но лишь в физическом смысле. Тото остался с живыми. Остались его проникновенная ирония, его мир людей униженных, но достойных, осталась человеческая комедия, вмещенная им в киноленты за многие десятилетия работы в кино. 

Тото - автор знаменитой итальянской песни «Femmina». Считается, что это признание в любви и ненависти к его первой жене Диане, написанной после их расставания - является одной из лучших итальянских эстрадных песен. 

Тото снялся более чем в 100 фильмах, все они в Италии считаются классикой, по-прежнему популярны в Италии и постоянно транслируются на итальянском телевидении. 
И по сей день не существует магазина в Неаполе, что не имеет образа Тото, или изображения его надгробия. Его фамильный склеп последнее время открыт для общественности в качестве музея. Его постоянно посещают поклонники, которые помнят его как самого любимого итальянского художника всех времен и даже молятся, чтобы душа его пришла на помощь, словно он причислен к лику святых. 

Это был последний прославленный наследник престола исчезнувшей империи... Исторической и кинематографической.