СЕРГЕЙ БЕЛОУСОВ О ПРЕМЬЕРЕ ФИЛЬМОВ ЭРНЕСТА ХУСНУТДИНОВА

Моя вторая родина – город Ижевск – неизменно поражает меня способностью этой скудной, отравленной индустриальными шлаками земли из года в год порождать таланты в самых разных областях человеческой деятельности. Он успел побывать неформальной столицей российской электронной музыки и подпольной Меккой поволжского совриска, тут ставят памятники крокодилу и пельменю, дворники рисуют метлой на снегу картины, а каждый третий бомж охотно прочтёт вам стихи собственного сочинения, особенно под совместное возлияние. С начала 90-х и по сей день едва ли не ежегодно какой-нибудь ижевчанин(-ка) берёт в руки камеру и снимает своё кино – дикое, сумасшедшее, забавное, трагичное, жалкое или удивительное. Порывшись в памяти, я легко перечислю с десяток-другой интереснейших, самобытных, однозначно заслуживающих внимания экранных произведений ижевских авторов. Но в эти январские дни я увидел нечто такое, что ввело меня в транс и ступор, лишило дара речи. У меня такое подозрение, что если вы соберётесь 1 февраля в Ижевский киноклуб на показ 4-х фильмов Эрнеста Хуснутдинова, которые он успел создать за один(!) прошлый год, то у вас будет редкая возможность сказать своим внукам: я был ПЕРВЫМ, кто увидел это на большом экране!

Впрочем завсегдатаям фестивалей Ижевского кино это имя уже знакомо: в 2014-м его сумеречная наркодрама «Снеговик» получила главный приз. Уже в этой камерной, скромной короткометражке можно было заметить не только уверенный авторский почерк и постановочную изобретательность, но и проступающий сквозь «занимательную» канву криминальной истории экзистенциальный подтекст, некую сверхзадачу, разрешаемую в финале почти катарсическим взлётом камеры под тусклые удмуртские небеса. Но лично я тогда это событие прискорбнейшим образом пропустил, Эрнест же весь прошлый год времени даром не терял и, сняв одну за другой 4 картины, проделал такой внушительный путь как режиссёр, настолько отшлифовал свои умения и стиль, что мой шок от встречи  с его абсолютно цельным, самодостаточным, визуально безупречным и эстетически осмысленным авторским миром был просто «колумбовского» масштаба.  Благодаря же его (достойной молодого Фассбиндера) плодовитости, к этой радости открытия новой кинемаграфической территории добавилась уникальная возможность сразу же увидеть её в некоторой перспективе, рассмотреть «рождение мастера» как бы в реальном времени.

Каждый из 4 фильмов буквально с пары минут просмотра можно безошибочно опознать, как творение именно и только данного автора, и в каждом из них хорошо заметно его пристрастие к темному времени суток и к жанровым приметам,  условно говоря, нуара, с колоритными поправками в сторону отечественной специфики. В каждом из них хватает экранного насилия – брутального, холодного и очень точно дозированного, но кроме того присутствует оно и в обращении режиссёра со зрителем: шквал ярких образов, сюжетных твистов и беспощадной мировоззренческой откровенности в обращении к болевым точкам жизни современного человека не оставляет возможности воспринимать это кино равнодушно. Чувствуется, что не последней мотивацией Эрнеста является злость, неспособность спокойно принимать уродливые стороны бытия, что может даже оттолкнуть некоторых зрителей, так же как и его склонность к неочевидному сарказму, и постоянному усложнению способов изложения сюжета. Даже после повторного просмотра я не до конца сумел разобраться в некоторых деталях фабулы «Гербария» или «Собаки на пепле», что кстати обычное для нуара дело, но сделано это не из пижонства, а как результат сознательной режиссёрской стратегии, не позволяющей зрителю избежать интеллектуального и эмоционального вовлечения, смотреть фильм потребительски-расслабленно, под пивко с попкорном: это кино хочет вынуть из вас душу… или хотя бы мозг… ну или как минимум загипнотизировать. Но если вы примете правила игры, то будете вознаграждены уникальным эстетическим опытом, да и попросту моментами чистой, дистиллированной кинематографической выразительности, как в потрясающих проездах камеры в начале «Германии», снятых «в режиме» кадрах «Ремесла» или в галлюцинаторном монтаже «Гербария».

Эрнесту не только есть что и как сказать с экрана, и никого тут не обманут рассыпаные по его фильмам цитаты из Айртона Сенны, Чарлза Мэнсона, Андрея Тарковского и Умберто Эко. Но важно и то, что при всём своём визионерстве он способен очень трезво, при этом не занижая планку, оценить технические и постановочные возможности, имеющиеся в его распоряжении, и максимально эффективно их использовать, быть в этом смысле самому себе продюсером, да ещё так в этом плане наловчиться, что последнюю по времени производства вещь – «Собаку на пепле» - снять всего за 15 часов(!) силами лишь нескольких человек. Ему неизменно удаётся без особых финансовых вложений договориться о сотрудничестве с кучей профессионалов (операторы, композиторы, владельцы техники) и просто интересных персонажей, найти нужный реквизит и обалденные локации, заставить всю эту махину двигаться и получить совершенно чёткий, заранее обдуманный результат. Так что становится не так важно – тот или другой оператор работает над конкретным фильмом (в мокументари «Германия» их вообще перечисленно чуть не с десяток!), находится композитор в Питере или в Ижевске. Все звуковые и пластические элементы твёрдой рукой приводятся в абсолютное единство и работают на общую идею фильма. При этом каждый из 4-х фильмов отличается от другого, настолько, насколько разные идеи и подходы положены в его основание.

Друзья, особенно те из вас, кто меня знает и хоть немного доверяет моему вкусу, если даже вы разделите мои восторги на 4, я думаю, будет очевидно, что пойти на этот показ совершенно настоятельно рекомендовано! Насколько мне известно, Эрнест не обучался ни в какой киношколе. Но нужно быть режиссёром от Бога, чтобы быть способным собрать вместе всех этих людей, позволить каждому из них вложить в проект лучшие свои силы и умения или же просто свою уникальную индивидуальность, и создать в итоге осмысленное и гармоничное при всей своей радикальности произведение. «Германия (Homo homini monstrum)», «Ремесло», «Herbarium», «Собака на пепле» - каждый из этих четырёх фильмов достоин отдельного разговора по существу поднимаемых в нём вопросов и разбора режиссёрского метода, каждый раз более или менее изменяющегося сообразно конкретной художественной задаче. Чтобы избежать спойлеров и не программировать заранее чьё-либо восприятие, я предлагаю вам вернуться к этому разговору сразу после премьеры, когда для него появится конкретный предмет в виде полученных зрительских впечатлений.

Так что– to be continued… Приходите на показ!

P.S. Ещё раз хочу предупредить чувствительные натуры, что при всех достоинствах это кино непростое, требовательное к зрителю. Для киноманов небольшая затравка в виде фанатских слоганов к каждому из фильмов.
«Германия»: «Гражданин Кейн» meets  Дэвид Финчер.
«Ремесло»: Михаэлю Ханеке снится Балабанов.
«Собака на пепле»:Годар открывает для себя соцсети и твиттер.
«Herbarium»: джармушевский Мертвец обнаруживает в Бумере Чёрный вигвам и превращается в грибного E.T. (исполнители ролей обозначены как Homo sapiens!

Сергей Белоусов (Москва): оператор, кинокритик,
один из бывших кураторов Ижевского киноклуба,
специально к премьере фильмов Эрнеста Хуснутдинова в Ижевске