ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН
A CLOCKWORK ORANGE

Великобритания, США, 1971, 137 мин.
режиссер: Стэнли Кубрик
в ролях:
Малкольм Макдауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс, Уоррен Кларк, Джон Клайв, Эдриенн Корри, Карл Дюринг, Пол Фэррел и др.
18+

*   Премия Ассоциации кинокритиков Турции, 1993: лучший иностранный фильм.
*   Премия итальянского синдиката киножурналистов, 1973: лучший иностранный режиссёр.
*   Премии ньюйоркского кружка кинокритиков, США, 1971: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр (Малкольм Макдауэлл).
*   Премия кружка кинокритиков г. Канзас-сити, США, 1972: лучший фильм.
*   Премия Хьюго международного общества научной фантастики, США, 1972: лучший драматический кинопроект.
*   Премия международного кинофестиваля в Венеции, Италия, 1972: имени Пазинетти.
*   Премии британского кино газеты Вечерний стандарт, Великобритания, 1972: лучший фильм, лучший актёр (Малкольм Макдауэлл).
*   Номинации на премию американской киноакадемии Оскар, США, 1972: лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучший монтаж.
*   Номинации на премию Золотой Глобус, США, 1972: лучший игровой фильм (драма), лучший режиссер (игровой фильм), лучший актер в игровом фильме (Малькольм Макдауэлл).
*   Номинация на премию Гильдии сценаристов, США, 1972: лучший сценарий-адаптация.
*   Номинация на премию Гильдии режиссёров, США, 1972: выдающиеся достижения в режиссуре (Стэнли Кубрик),
*   Номианции на премию национального сообщества кинокритиков, США, 1971: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр (Малкольм Макдауэлл).
*   Номинации на премию британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1973: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучшая работа художника, лучший сценарий, лучший саундтрек.
*   Номинация на премию журнала Кинема Джумпо, Япония, 1973: лучший иностранный фильм.

 

Легендарный фильм легендарного режиссёра о молодежной банде из пригородов Лондона и "старом добром ультранасилии", упакованном в эстетику кича и декаданса, возникших на руинах молодежных революций 60-х - впечатляющая экранизация одноименного романа Энтони Бёрджесса о природе зла. Кубрик вгляделся в эту бездну - и ужаснулся увиденному. Вскоре после премьеры и возникшего скандала (его работу проигнорировали ведущие кинопремии и кинофестивали, он начал получать письма с угрозами от разьяренных зрителей) он сам запретил свой фильм к показу до самой своей смерти - невероятный случай в истории кинематографа. Сейчас же это один из самых культовых и безжалостных в своих оценках современной цивилизации фильмов в истории кино.