MEMENTO

США, 2000
в ролях:
113
18+

*   Академия кино в жанре научной фантастики, фэнтези и хоррора, США, 2003: лучший экшн/триллер. Номинация: лучший актёр (Гай Пирс).
*   Премия британского независимого кино, Великобритания, 2001: лучший иностиранный независимый фильм.
*   Международная премия Брема Стокера, 2001: лучший сценарий.
*   Премия "Выбор критиков", США, 2001: лучший сценарий. Номинация: лучший фильм.
*   Международный кинофестиваль в Довиле, Франция, 2001: специальный приз жюри, приз кинокритиков, премия CinéLive.
*   Премия Алана Эдгара По, США, 2002: лучший фильм.
*   Номианция на премию "Золотой глобус", США, 2001: лучший сценарий.
*   Номинация на премию "Оскар", США, 2001: лучший сценарий, лучший монтаж.
Всего 57 наград и 59 номинаций.

 

Для Кристофера Нолана кино - это не столько рассказывание историй, сколько каждый раз исследование феномена и свойств кинематографического времени. В этом может быть сложность восприятия некоторыми его фильмов: они кому-то кажутся скучными и усложненными, но на самом деле зрителю, помимо эмоций, обязательно включать интеллект и мышление. Потому что перед нами самые настоящие пазлы, которые из разрозненных кусков очень увлекательно складывать воедино.

"Memento" - это на латинском, часть знаменитого выражения "memento mori", или "помни о смерти". Но в этом фильме призыв помнить становится буквальной метафорой жизни, ибо главный герой здесь страдает полной потерей кратковременной памяти, и режиссер в полной мере использует эту особенность для создания драматургического напряжения: прямо по заветам Хичкока, который тоже использовал киноязык в качестве основного инструмента для рассказа.

Перед нами человек, ищущий убийцу жены, но из-за свойств памяти, чтобы удерживать реальность, ему приходится делать для себя фотографии на полароид, записки и даже татуировки с информацией. Но реальность неизбежно распадается, а сам он становится объектом манипуляций со стороны вовлекаемых в его действия людей. Нолан разбивает линейный сюжет на десятки коротких кусочков, размером в удержваемые в памяти промежутки и дает их нам в обратном порядке, то есть зрители тоже не знают, что было ДО, и воспринимают только последствия предыдущих действий. При этом создается сильнейший саспенс, обращенный не в ожидании будущего, а в разгадке прошлого и предшествующих событий.