ГРИН КАРД
GREEN CARD

Франция, Австралия, США, 1990, 107 мин.
режиссер: Питер Уир
в ролях:
Жерар Депардье, Энди Макдауэлл, Биби Ньювирт, Грегг Эдельман, Роберт Проски и др.
0+

*   Премия Золотой глобус, США, 1991: лучший фильм - комедия или мюзикл,  лучший актёр в игровом фильме (Жерар Депардье). Номинация: лучшая актриса в игровом фильме (Энди МакДауэлл).
*   Премия Лондонского кружка кинокритиков, Великобритания, 1992: актёр года (Жерар Депардье).
*   Номинация на премию Американской киноакадемии Оскар, США, 1991: лучший оригинальный сценарий (Питер Уир).
*   Номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1991: лучший оригинальный сценарий (Питер Уир).

Американский фильм австралийского режиссёра Питера Уира, автора легендарных "Пикника у Висячей скалы" и "Шоу Трумана", только на первый взгляд как будто бы не имеет ничего общего с его лучшими творениями. Перед нами вроде бы жанровое кино: нью-йоркская вариация на классический "плутовской роман" с удивительной для сегодняшних нас деталью: не русский, не афганец и не мексиканец, а старый добрый француз (!) ищет в 1990 году замысловатые пути, чтобы получить вожделенную Грин Кард, вид на жительство в США, для чего фиктивно женится на красивой и идеальной экоактивистке Энди МакДауэлл. Но нельзя просто жениться и получить зелёную бумажку, пропуск в новый мир. Новоиспечённым молодожёнам придётся притворяться любящей парой перед её друзьями, родственниками, а главное - перед чиновниками-церберами из иммиграционных служб. И конфуз заключается в том, что нет более непохожих и непонимающих друг друга на свете людей, чем они, которым нужно изображать любовь и понимание. По сути, парадоксально, они будут искать дорогу к сердцу друг друга через притворство и обман. В этом противоречии и будет рождаться та волшебная химия, которая называется "любовь".

Но это не просто милая романтическая комедия. Если приглядется - здесь обнаружится и мотив противостояния бездушного механизма власти/государства живым людям с их живыми эмоциями, и совершенно сюрреалистический, вообще не относящийся к сюжету мотив Африки, аборигенной культуры, проходящий у австралийца Уира из фильма в фильм. Этот мотив настойчиво и загадочно будет проходить рефреном через всю картину, которая начнётся длинным, энергичным соло на африканских барабанах. Героиня Энди МакДауэлл страстный садовод, и смысл её фиктивного брака с незнакомцем - возможность вселиться в квартиру своей мечты с патио и садом. Таким образом Грин кард - это действительно Зелёная карта для них обоих: это пропуск в другую реальность, в Зелёный мир, в любовь. Совершенно Уировское кино, хотя самое интересное здесь и скрыто за жанром .

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб