НОЧЬ
LA NOTTE

Италия-Франция, 1961, 122 мин.
режиссер: Микеланджело Антониони
в ролях:
Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Моника Витти, Бернхард Викки, Рози Маццакурати, Мария Пиа Луци и др.
12+

*   Международный кинофестиваль в Западном Берлине, ФРГ, 1961: Золотой медведь за лучший фильм.
*   Премия Давид ди Донателло, Италия, 1961: лучшая режиссура (Микеланджело Антониони).
*   Премия Юсси, Финляндия, 1961: лучший иностранный фильм.
*   Премии Итальянского синдиката киножурналистов, Италия, 1962: лучший режиссёр, лучшая актриса второго плана (Моника Витти), лучшая музыка (Джорждо Гаслини). Номинация: лучшая операторская работа (Джанни ди Венанцо).
*   Номинация на премию журнала "Кинема юмпо", Япония, 1964: лучший фильм на иностранном языке.
*   Фильм вошёл в десятку лучших фильмов  года по версии журнала "Кайе дю синема", Франция, 1961.

Второй фильм "трилогии отчуждённости", в которой Антониони исследует нелюбовь и неспособность современного человека к эмоциональным связям, революционно отказываясь от традиционной сюжетности в пользу тщательной реконструкции и наблюдения за жизнью человека в городской среде среди себе подобных. Стиль Антониони строится на простой идее: наша реальная жизнь состоит не из сюжетов, тем более, которые бы развивались по классической придуманной ещё Аристотелем схеме "завязка, развитие, кульминация, развязка", а из впечатлений, эмоций, мимолетностей, встреч, разговоров. Именно на такой "драматургии жизни" он и строит свой киномир, наполняя его максимальной киногенией и невидимым электричеством боли и скуки обыденности, пронизывающим пространства пейзажей, архитектуры, ландшафтов и интерьеров, каждый раз ведя протагонистов сквозь рефлексию, осознание своих внутренних проблем и демонов к печальному финалу.
 
Мы проведём один день, один вечер и одну ночь с супружеской парой в кризисе нелюбви. Он - Марчелло Мастрояни, писатель. Она - Жанна Моро, дама в тщетных поисках радости и смысла бытия. Мы посетим умирающего в больнице друга, зайдём в ресторанчик с танцовщицей, побродим по непарадным миланским улицам, станем свидетелем разных происшествий и наконец окажемся на ночной вечеринке на загородной вилле олигарха, которая станет последней каплей в их отношениях.
 
Здесь снова снимается муза Антониони Моника Витти, но на этот раз в роли второго плана (она появляется на экране более, чем через час после начала), и она роковая брюнетка. Впрочем, не стоит обнадёживаться: все потуги на завязку каких-либо отношений, приключений и романов уходят здесь в песок. Муж и жена остаются наедине со своей драмой апатии и скуки.