ЗАТМЕНИЕ
L'ECLISSE
режиссер: Микеланджело Антониони
* Международный Каннский кинофестиваль, Франция, 1962: специальный приз жюри.
* Номинации на премию Национального синдиката киножурналистов, Италия, 1963: лучший режиссёр, лучшая актриса (Моника Витти), лучшая актриса втрого плана (Лилла Бриньоне).
* Номинация на премию журнала "Кинема Юмпо", Япония, 1963: лучший фильм на иностранном языке
Третья часть легендарной "трилогии отчуждёния", в которой автор исследует нелюбовь и неспособность современного человека к установлению прочных эмоциональных связей друг с другом - в этот раз с Моникой Витти и молодым Аленом Делоном, который в те годы делал только первые шаги в кинематографе. Антониони здесь вновь отказывается от классической драматургии в пользу повествовательного импрессионизма: он выхватывает отдельные эпизоды из жизни девушки из римских новостроек и показывает каждый из них как великий мистический акт (режиссёр как всегда предельно конкретен и в локациях,и в архитектуре, и интерьерах). Некоторые из этих эпизодов короткие и мимолётные, некоторые эпичные: диапазон здесь от поисков потерявшейся собачки до впечатляющих картин фондовой биржи, куда в то время ломился простой люд чтобы сделать легкие деньги на акциях.
Красавчик Делон играет здесь ловкого биржевого брокера, чья единственная страсть - это игра на бирже. Но в его одноклеточную картину миру как-то случайно затесалась Моника Витти, персона, напротив, интеллектуальная, рефлексирующая, только что трудно расстававшаяся с другим мужичиной, и фильм только начинает приобретать вид подобия любовного романа, как странный психоделический финал даёт зрителю не в бровь, а в глаз: ничего не будет, всё уйдёт в песок, все мы обречены на одиночество.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб