МОЯ МАМА
MIA MADRE
режиссер: Нанни Моретти
* Международный Каннский кинофестиваль, Франция, 2015: приз экуменического жюри.
* Национальная кинопремия Давида ди Донателло, Италия, 2015: лучшая актриса (Маргерита Буй), лучшая актриса второго плана (Джулия Лаццарини). Номинации: лучший сценарий, лучший фильм, лучший продюсер, лучший режиссёр, лучший грим, лучший монтаж, лучший звук, лучший актёр второго плана (Нанни Моретти).
* Премия Национального синдиката киножурналистов, Италия, 2015: лучшая актриса (Маргерита Буй), "Специальная серебряная лента" (Джулия Лаццарини). Номинации: лучший сценарий, лучший продюсер, лучший режиссёр, лучший монтаж, лучший звук.
* Премия Сообщества онлайн-кинокритиков, 2015: лучший неамериканский фильм.
* Премия "Золотая хлопушка", Италия, 2015: лучший режиссёр, лучшая актриса (Маргерита Буй), лучшая актриса второго плана (Джулия Лаццарини). Номинации: лучший сценарий, лучший продюсер, лучшая работа художника-постановщика, лучший актёр второго плана (Нанни Моретти).
* Премия Международного общества кинолюбителей, 2015: лучшая актриса (Маргерита Буй).
* Номинация на премию Европейской киноакадемии, 2015: лучший европейский режиссёр, лучшая европейская актриса (Маргарета Буй).
* Номинация на национальную французскую кинопремию Сезар, Франция, 2015: лучший иностранный фильм.
* Номинация на премию "Золотой глобус, Италия", 2015: лучшая актриса (Маргерита Буй).
Фильм вошёл в топ лучших фильмов 2015 года по версии журнала "Кайе дю синема", Франция.
"Кинематограф искренности" Нанни Моретти простой, но тонкий и эмоциональный. Он особенно цепляет тем, что часто автор воплощает на экране мысли, события и драмы собственной жизни, переосмысливая их так, что они становятся близкими каждому зрителю. Во время съемок фильма "У нас есть Папа", у Моретти умирает в больнице его мама, преподававшая классические языки. Чтобы справиться с ударом и осмыслить эту потерю, он пишет об этом сценарий. И снимает один из самых пронзительных фильмов о неизбежной потере близких - то, с чем с годами сталкивается каждый человек, но о чём не особо принято говорить и снимать. Моретти говорит, и говорит деликатно, честно и очень мудро.
Перед нами тоже съемки фильма - не о Ватикане, как в реальности, а о рабочих протестах, излюбленной теме левого итальянского кино. А в главной роли режиссёра этого фильма в фильме - внезапно не он сам, а потрясающая актриса Маргарета Буй, чья мама по сюжету и оказывается в больнице во время съёмок. Сам Моретти играет её брата, и они вместе переживают неизбежный уход мамы. Моретти филигранно меняет эмоциональные регистры, и даже вводит свой фирменный сарказм, когда на съемки прибывает из Америки Джон Туртурро, путает слова и ведет себя максимально комично. Юмор создаёт правильный контрапункт к человеческой драме.
Это фильм о любви к матери, о неизбежности её ухода, о том, как достойно и по-человечески пережить эту драму, и о великом круговороте жизни, когда конец - это не только конец, но и начало.