МАРСИАНИН
THE MARTIAN
режиссер: Ридли Скотт
Мэтт Деймон снова после "Джерри" выживает в суровых марсианских пейзажах, на этот раз не метафорических, а самых настоящих: коллеги по марсианской миссии впопыхах улетели домой без него. И Земля готовиться спасти человека, оставшегося в космическом одиночестве на целой планете.
Перед нами в каком-то смысле пропагандистское кино, но оно вызывает уважение и максимальное сочувствие, потому что это пропаганда безусловной ценности человеческой жизни. С другой стороны, это и вариация жанра "кино о выживании", но человек выживает в экстремальных условиях не силой физической подготовки и знаний ОБЖ, а смекалкой, технологическим мышлением и чувством юмора - вот он, базовый набор качеств современного человека. Нужно увидеть проблему, поставить задачу и решить её самым эффективным способом, оставаясь психически здоровым.
При этом астронавт-ботаник здесь немного нетипичный Одиссей, вернувшийся после смертельных странствий в родной дом. У него нет никакой Пенелопы, его не ждут со слезами на глазах никакие дети, да и никакого дома протагониста мы так и не увидим. Его дом - сама Земля, и, наверное, ему не привыкать к одиночеству, которое Марс подобно Солярису материализовал из глубин его бессознательного, возбудив мощную волю к жизни.
Ридли Скотт снял мудрое, красивое, остроумное и витальное кино, в очередной раз подтвердив репутацию мастера крупной формы, изящных деталей и нетривиальных смыслов. Он умеет быть автором, оставаясь в голливудской жанровой системе, и получая от работы в ней огромное удовольствие.