БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ
CLOSE ENCOUNTERS OF THE THIRD KIND

США, 1977, 137 мин.
режиссер: Стивен Спилберг
в ролях:
Ричард Дрейфусс, Франсуа Трюффо, Тери Гарр, Мелинда Диллон, Боб Балабан, Дж. Патрик МакНамара, Уоррен Дж. Кеммерлинг и др.
6+

*   Премии американской киноакадемии Оскар, США. 1978: лучшая операторская работа (Вилмош Жигмонт), лучшие звуковые эффекты. Номинации: лучшая режиссура, лучший монтаж, лучшая работа художника, лучшие декорации, лучшие визуальные эффекты, лучший звук, лучшая музыка (Джон Уильямс), лучшая женская роль второго плана (Мелинда Диллон).
*   Премия британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1978: лучшая работа художника. Номинации: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая операторская работа (Вилмош Жигмонт), лучший сценарий, лучший монтаж, лучшая музыка, лучший звук, лучший актер второго плана (Франсуа Трюффо).
*   Премии Академии научной фантастики, фентези и фильмов ужасов, США, 1978: лучшая режиссура, лучшая музыка (Джон Уильямс). Номинации: лучший фантастический фильм, лучший сценарий, лучший грим, лучие визуальные эффекты, лучший актёр (Ричард Дрейфус), лучшая актриса (Мелинда Диллон).
*   Премия Грэмми, США, 1979: лучшая оригинальная музыка к кинофильму (Джон Уильямс).
*   Премия Золотой экран, Германия, 1979.
*   Номинации на премию Золотой Глобус, США, 1978: лучший фильм-драма, лучший сценарий, лучший режиссёр, лучшая музыка.
*   Премия Давида ди Донателло, Италия, 1978: лучший иностранный фильм.
*   Номинации на премию Национального сообщества кинокритиков, США, 1978: лучший фильм, лучшая режиссура.
Всего 15 премий и 50 номинаций.

В мексиканской пустыне откуда ни возьмись появляется эскадрилья самолетов, ­пропавших во время Второй мировой; в Монголии среди барханов застрял корабль; в Индии сотни людей повторяют звуки, будто бы идущие с неба; над ночной Амери­кой стремительно летают светящиеся объекты. Пока секретная международная ­комиссия во главе с французом Лакомбом (Трюффо) пытается разобраться в происходящем, в штате Индиана многодетный отец Рой Нири (Дрейфусс) навсегда теряет покой.

Понятно, что вера в инопланетные цивилизации — ближайший современный родственник веры в Бога, но никому ни до, ни после Спилберга не удавалось сформулировать это так изящно. «Близкие контакты» — совершен­но религиозная по духу вещь, и очарованный главный герой проходит все положенные стадии: внезапное обращение вследствие увиденного чуда, попытки проповедовать, упершиеся в стену непонимания, превращение в изгоя, паломничество и, наконец, выстраданная награда — слишком невероятная, чтобы описать ее словами или даже визуальными образами. Впрочем, Спилберг вплотную приближается к решению этой задачи, в финальные полчаса окончательно превратившись из режиссера-фантаста в религиозного живописца, вдобавок вооруженного в отличие от своих предшественников всей мощью светомузыкальных спецэффектов. Но он не был бы собой, если бы не ввел в фильм рационалистический контрапункт — всемогущую научную комиссию, которая, подобно церкви, выступает как бы посредником между человеком и чудом. И если бы не поставил во главе ее своего собрата — кинорежиссера.

Станислав Зельвенский, Афиша.