ЗОНА ИНТЕРЕСОВ
THE ZONE OF INTEREST

США, Великобритания, Польша, 2023, 115 мин.
режиссер: Джонатан Глейзер
в ролях:
Кристиан Фридель, Сандра Хюллер, Йоханн Картхаус, Луис Ноа Витте, Неле Аренсмайер и др.
18+

*   Премия американской киноакадемии Оскар, США, 2024: лучший иностранный фильм, лучший звук. Номинации: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший сценарий-адаптация.
*   Премия британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 2024: лучший британский фильм года, лучший фильм на иностранном языке, лучший звук. Номинации: лучший режиссёр, лучший сценарий-адаптация, лучший оператор (Лукаш Зал), лучший монтаж, лучшая работа художника-постановщика, лучшая актриса второго плана (Сандра Хюллер).
*   Международный Каннский кинофестиваль, Франция, 2023: гран-при, приз ФИПРЕССИ, лучший саундтрек, приз за техническое совершенство.
*   Международный кинофестиваль операторского искусства Camerimage, Лодзь, Польша, 2023: приз ФИПРЕССИ за лучшую операторскую работу (Лукаш Зал).
*   Приз Европейской киноакадемии, 2023: лучший звук. Номинации: лучший европейский сценарий, лучший европейский фильм, лучший европейский режиссер, лучший европейский актер (Кристиан Фридель), лучшая европейская актриса (Сандра Хюллер).
*   Номинации на премию Золотой Глобус, США, 2024: лучший фильм, лучший фильм на неанглийском языке, лучшая музыка.
Всего 57 наград и 155 номинаций.


 

Один из самых сильных и обсуждаемых фильмов 2023 года - о банальности зла. О том, как комендант концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более миллиона людей, Рудольф Хёсс и его супруга Хедвига свили у самых стен "учреждения по утилизации населения" тихое семейное гнёздышко и разбили там райский сад, благо очень повезло с пеплом для удобрений. Это ещё одна гениальная роль лучшей немецкой актрисы Сандры Хюллер. Холокост холокостом, но семейные ценности для нее превыше всего. Надо растить детей и заботится о муже, у которого столько работы. Зритель так и не увидит, что именно происходит по другую сторону колючей проволоки. Но благодаря филигранной изощренной работе со звуком, отмеченной многочисленными призами, в том числе и Оскаром, многое услышит.

Режиссерский подход Глейзера заключался в том, чтобы «отойти в сторону и посмотреть на действия этой семейной пары, антропологически, фактологически». Для этого он и польский оператор Лукаш Зал разместили до 10 камер внутри и снаружи реконструкции дома и сада Хёсса, которые были воссозданы в реальных исторических локациях Освенцима и его окрестностей, используя аналогичный революционный опыт Ларса фон Триера на фильме "Танцующая в темноте". И они снимали актеров длинными, непрерывными дублями, часто снимая несколько сцен одновременно, чтобы запечатлеть реальность, а не конструировать очередную кинематографическую драму. Этот подход наблюдения он назвал «Большим братом в нацистском доме».

«Я хотел убрать как можно больше искуственности кинопроизводства», — говорит Глейзер. «Я хотел поместить зрителя в дом с этими людьми в реальном времени; чувствовать, что происходит здесь и сейчас. Что мы были в настоящем времени. Мы решили отказаться от традиционных кинофетишей: крупных планов и красивого освещения. Поэтому мы очень внимательно решали, куда могут пойти эти 10 камер и все микрофоны».

 

Режиссер наблюдал за происходящим в кадре на мониторах, расположенных удаленно, в отдельном здании. Таким образом актёры существовали как бы одни, без свидетелей, проживая целые куски жизни. «Самое замечательное в съемках таким способом — это то, что актёры не играют ни на одну камеру, поэтому в их игре нет нарочитости - это просто живое существование», — говорит Глейзер.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб