ВЕРЕВКА
ROPE

США, 1947, 70 мин.
режиссер: Альфред Хичкок
в ролях:
ДЖЕЙМС СТЮАРТ, ДЖОН ДЭЛЛ, ФЭРЛИ ГРЭЙНДЖЕР и др.
16+

Номинация на сценарную премию Эдгара Алана По в категории "лучший фильм", США, 1949

цветной

авторы сценария:
ХЬЮМ КРОНИН
АРТУР ЛОРЕНС

операторы:
УИЛЬЯМ В. СКЭЛЛ
ДЖОЗЕФ А. ВЭЛЕНТАЙН

оригинальная музыка
ДЭВИД БАТТОЛФ

использован фрагмент "Вечного движения №1"
ФРАНЦИСКА ПУЛЕНКА

художник
ПЕТЕР ХОЙМАРК

 

 

ССЫЛКИ:

Все об Альфреде Хичкоке: биография, фильмография, фото, кадры из фильмов
Аналитический сайт об Альфреде Хичкоке: аннотации и фото, саундтреки, фрагменты книги Франсуа Трюффо "Кинематограф по Хичкоку"

Первый цветной фильм короля саспенса сэра Альфреда Хичкока, одно из самых технически необычных его творений. Громкое уголовное дело студентов Чикагского университета Леопольда-Лоэба, в 1924 году убивших 14 летнего подростка, послужило основой для пьесы Пэтрика Хэмилтона. Двое молодых людей ради эксперимента душат веревкой своего приятеля. Бросая вызов самим себе, приглашают друзей и родственников в ту же квартиру, где спрятано тело. Подоплека реального преступления была связана с гомосексуальными отношениями парочки. Этот же мотив, хотя и в завуалированной форме, Хичкок намеками обозначил в своем фильме, что стало причиной запрета фильма в ряде американских штатов. Режиссер даже снял романтическую сцену главных героев в парке, которая должна была открывать фильм. В фильм она не вошла, но стала основой для рекламного ролика к фильму.

Эта картина - идеальный пример знаменитого хичкоковского саспенса. По Хичкоку, по-настоящему волнует и пугает не сам факт страшного, а его ожидание. Другими словами, если на экране взрывается бомба, то страха это вызовет мало. Настоящий ужас зритель испытывает, когда он знает, что бомба, скажем, спрятана под обеденным столом, за которым собрались ничего не подозревающие герои картины, и готова в любую секунду взорваться. Тогда самая простая сцена этого ужина готова держать в напряжении зрителя сколь угодно долго. В "Веревке" роль такой бомбы играет мертвое тело. Собственно преступление происходит в первые минуты фильма, а все последующие 70 минут труп в любой момент рискует обнаружиться пришедшими на торжество гостями. Таким образом, весь фильм представляет собой один большой саспенс, разворачивающийся в реальном времени. Однако, по словам сценариста, первоначальный замысел Хичкока был еще любопытнее: он предполагал не показывать сцену убийства, чтобы зрители до конца фильма терялись в догадках, а есть ли вообще труп.

Хичкок позже говорил: "Для меня "Веревка" - всего лишь трюк. В театральной пьесе Пэтрика Хэмилтона сценическое время и время действия совпадали. Действие начинается в тот самый момент, когда поднимается занавес, и полностью прекращается, когда он падает". Хичкока привлекла возможность осуществить эксперимент по соединению реального и кинематографического времени. Полнометражная картина снята всего 9 планами, что в 47 году выглядело невиданным и дерзким экспериментом. Меньшего количества планов достичь не удалось: ограничения были связаны с тем, что одной коробки с 35-мм пленкой по съемочным технологиям того времени хватало максимум на 10 минут съемки.

Хичкоку и его съемочной группе приходилось решать массу технических задач. За исключением самого первого кадра, вся картина снята в декорациях. Облака были выполнены из проволоки и ваты. Звук писался синхронно прямо на съемочной площадке. А эффекта приближающейся полицейской сирены в финале картины Хичкок добился, попросив настоящую скорую помощь въехать прямо в ворота студии Уорнер Бразерс. Звук снимался специально встроенным в ворота микрофоном.

Все перемещения актеров руководились с помощью небольшой масштабной модели декораций. Каждый из 9 планов фильма длился от 4 до 10 минут, и, поскольку камера постоянно двигалась, траектория ее перемещения была весьма замысловата. Декорации и громоздкий реквизит были поставлены на ролики и могли свободно передвигаться, давая дорогу громоздкой аппаратуре и съемочной группе. Во время съемок актеры должны были проявлять максимум осторожности, чтобы не споткнуться о кабели и провода. Моррисом Роузеном была изобретена специальная тележка "долли" для еще большой свободы перемещения. Но все предосторожности не уберегли одного из ассистентов оператора сломать ногу прямо во время съемки. Джозеф Вэлентайн имел опыт только черно-белой операторской работы, поэтому он не мог ухватить цвет, который нужен был Хичкоку во время заката. Советник "Technicolor" Сколл был призван на помощь. Практически всю вторую половину фильма пришлось заново переснимать именно по причине того, что Хичкок не был удовлетворен натуральностью погружения пейзажа за окном в ночь. А, добиваясь правильной формы ватных облаков, режиссер не поленился обратиться за обстоятельной консультацией к метеорологам.

Этот фильм на протяжении 30 лет был недоступен для публики, считался в списке "5 потерянных лент Хичкока", и вышел из небытия лишь в 1984 году. Остальные 4 фильма из этого списка - не менее знаменитые сейчас шедевры "Человек, который слишком много знал" (1956), "Окно во двор" (1954), "Неприятности с Гарри" (1956), "Головокружение" (1958).

 

 

БИОГРАФИЯ РЕЖИССЕРА

ХИЧКОК (Hitchcock) Альфред (13. 08. 1899 - 29. 04. 1980), англо-американский режиссер и продюсер.

Родился в Лондоне в семье бакалейщика. Родители Хичкока были строгими католиками, и он получил образование в колледже св. Игнатия, содержавшемся иезуитами. Однажды в детстве за мелкий проступок отец отвел его в местный полицейский участок и попросил там на несколько часов запереть мальчика в камере. Впоследствие Хичкок всю жизнь боялся полицейских и никогда не водил из-за этого машину; многие его фильмы играли на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием. После колледжа он поступил в Инженерно-штурманскую школу, где изучал механику, акустику и навигацию. С 1915 работал в телеграфной компании, параллельно изучая живопись в Лондонском университете; вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом.
В 1920 ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии "Paramount"). Он вскоре возглавил отдел титров, а в 1923 у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако лента "Номер 13" (Number 13/Mrs. Peabody) осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа.

Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он наконец снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку "Сад наслаждений" (The Pleasure Garden, 1925). На предварительном студийном просмотре Бэлкон заметил, что по своим блестящим техническим качествам картина напоминает скорее американский, чем европейский фильм. Хичкок стремился к этому сознательно, и уже после первых нескольких работ был признан одним из ведущих мастеров английского кино, тогда только зарождавшегося. За еще одной англо-немецкой картиной "Горный орел" (The Mountain Eagle, 1926) последовала лента "Жилец" (The Lodger/The Case Of Jonathan Drew, 1926), в которой Хичкок впервые обратился к жанру триллера и использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства. Мерцание неоновой вывески в начале задавало нервный ритм всему фильму; зрительно были переданы такие эффекты, как беспокойные шаги жильца, отдающиеся этажом ниже, в комнате хозяев дома. И приемы, и темы этой картины предвосхитили в миниатюре все дальнейшее творчество Хичкока. Это был также первый фильм, в котором он сам появился в крошечной роли - "камео", - как он появлялся впоследствие почти во всех своих картинах, обычно придумывая для этого забавные ситуации.

Из его дальнейших немых фильмов выделяется только спортивная драма "Ринг" (The Ring, 1927), снятая в той же энергичной манере, что и "Жилец". Первая звуковая лента Хичкока - "Шантаж" (Blackmail, 1929) - вначале снималась как немая; затем, когда в Америке было закуплено необходимое оборудование, решено было переснять часть сцен с синхронным звуком. Хичкок нашел ряд новаторских способов использования звука: так, для героини, случайно убившей человека ножом, в разговоре за завтраком слышно только одно слово - "... нож... нож...". Хичкок продолжал разрабатывать свою стилистику в детективе "Убийство" (Murder, 1930) и комедии "Пестро и странно" (Rich and Strange/East Of Shanghai; другой перевод "Богатые и странные", 1932), в которой впервые и с блеском проявился его неповторимый черный юмор, ставший неотъемлемой чертой его творческого почерка.

Начиная с фильма "Человек, который слишком много знал" (The Man Who Knew Too Much, 1934), Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. Он сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта. Картина "39 ступенек" (The 39 Steps, 1935) до сих пор остается эталоном комедийного триллера, принося в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику, связность повествования, но только выигрывая от этого. Высоко оцененный критиками по обе стороны океана, фильм пользовался также огромным коммерческим успехом. Ленты "Секретный агент" (The Secret Agent, 1936, по рассказам Сомерсета Моэма) и "Саботаж" (Sabotage/A Woman Alone, 1937, по роману Джозефа Конрада "Секретный агент") были менее удачными в целом, но содержали немало стилистических находок и типично хичкоковских "ударных" эпизодов. Фильм "Молодой и невинный" (Young and Innocent, 1937) - романтический триллер, состоящий из одной длительной погони, - вновь вернул режиссера в его стихию, а картина "Леди исчезает" (The Lady Vanishes, 1938) стала безоговорочным шедевром и принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру. После неудачной костюмно-приключенческой ленты "Таверна 'Ямайка'" (Jamaica Inn, 1939, по роману Дафны Дю Морье) он подписал контракт с Дэвидом О. Сэлзником и переехал работать в Голливуд.

Его первая американская картина, "Ребекка" (Rebecca, 1940, также по роману Дафны Дю Морье), была психологической драмой с элементами триллера и получила "Оскар" как лучший фильм года. Шпионский триллер "Иностранный корреспондент" (Foreign Correspondent, 1940) пострадал от слишком фрагментарного сюжета, но включал в себя ряд классических эпизодов. За романтической комедией "Мистер и миссис Смит" (Mr. and Mrs. Smith, 1941) последовали подряд несколько крупных удач, в том числе "Подозрение" (Suspicion, 1941) и "Саботажник" (Saboteur, 1942). В картине "Тень сомнения" (Shadow of a Doubt, 1943) Хичкок предпринял редкую для него попытку построения напряженного сюжета не столько на острых ситуациях, сколько на характерах персонажей; этот фильм он называл позднее своим любимым. Все действие фильма "Спасательная шлюпка" (Lifeboat, 1944, номинация за режиссуру) происходило, как и явствует из названия, в маленькой шлюпке, где находятся несколько пассажиров потопленного корабля; только Хичкок мог с изяществом превзойти технические ограничения столь тесного пространства.

Во время войны он снял также две пропагандистские ленты среднего метража для британского Министерства информации. Фильм "Завороженный" (Spellbound, 1945, номинация за режиссуру) был детективом с фрейдистской подоплекой, и сцену сюрреалистического сна поставил для него Сальвадор Дали. После тонкой психологической драмы "Дурная слава" (Notorious, 1946) и неудачной ленты "Дело Парадина" (The Paradine Case, 1947) Хичкок поставил свою первую цветную картину, "Веревка" (Rope, 1948). Ее действие было ограничено рамками одной комнаты, поэтому Хичкок решил использовать экспериментальный метод непрерывной съемки, снимая тщательно отрепетированные десятиминутные сцены и останавливая камеру лишь для того, чтобы зарядить новый рулон пленки. Он повторил этот эксперимент менее удачно в провальной драме "Под знаком Козерога" (Under Capricorn, 1949), а после снятого в Лондоне затянутого детектива "Страх сцены" (Stage Fright, 1950) многие критики сочли, что Хичкок исчерпал себя. Он триумфально опроверг их одним из своих самых тонко выверенных фильмов, "Незнакомцы в поезде" (Strangers on a Train, 1951, сценарий по роману Патриции Хайсмит).

Пятидесятые годы стали кульминацией его творчества, когда он снял ряд своих лучших картин: триллер "Окно во двор" (Rear Window, 1954, номинация за режиссуру), все действие которого зритель видит через окно героя, наблюдающего за своими соседями; романтическую детективную комедию "Поймать вора" (To Catch a Thief, 1955), с яркими красками французской Ривьеры; черную комедию "Неприятности с Гарри" (The Trouble with Harry, 1955) о попытках нескольких неловких персонажей избавиться от загадочного трупа; комедийный триллер "К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959), являющийся почти энциклопедией хичкоковского стиля. Провалившаяся в прокате, но высоко оцененная впоследствие рядом критиков лента "Головокружение" (Vertigo, 1958) была одной из самых индивидуальных работ Хичкока, но сильно пострадала из-за абсурдного сюжета и неубедительной игры актеров.

Единственный в его творчестве фильм ужаса, "Психоз" (Psycho, 1960, номинация за режиссуру), был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсcировал свои картины самостоятельно. "Птицы" (The Birds, 1963, по рассказу Дафны Дю Морье) предвосхитили популярную в 70-е годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.
Поздними шедеврами Хичкока были недооцененные триллеры "Марни" (Marnie, 1964) и "Разорванный занавес" (Torn Curtain, 1966). В 50-60-е годы он продюсировал также телевизионные сериалы "Альфред Хичкок представляет" (Alfred Hitchcock Presents, 1955-62) и "Час Альфреда Хичкока" (The Alfred Hitchcock Hour, 1962-65). Его последний фильм, "Семейный заговор" (Family Plot), был снят в 1976. Несмотря на пять номинаций, Хичкок ни разу не выиграл премию киноакадемии в конкурсной борьбе, получив лишь почетный "Оскар" (1967) и премию Американского института кино за вклад в искусство (1979). В 1979, незадолго до смерти он получил орден Британской империи и рыцарский титул.

Петр Карцев